С целью развития психологической компетентности педагогов в проблемах взаимодействия с «трудными детьми» 26 января 2015г. в МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла» прошел семинар-практикум для педагогов «Трудные дети», который организовала социально-педагогическая служба школы. В теоретической части педагоги отвечали на вопрос «Кто такие «трудные дети?», рассуждали о причинах возникновения трудностей у детей, познакомились с 4 причинами, выделенными психологами (борьба за внимание, борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки властных взрослых, желание отомстить, потеря веры в собственный успех).
Практической частью была деловая игра, где педагогический коллектив разделился на три группы: «Родители», «Администрация», «Педагоги» и в соответствии со статусом группы отвечали на вопрос «Как помочь «трудному ребенку»? Затем представители от каждой группы представили свои ответы:
Группа «Родители»:
1. Уделять больше внимания ребенку, жить его интересами.
2. Создавать ситуацию успеха, чаще хвалить.
3. Организовать режим дня с учетом интересов ребенка.
4. Организовать продуктивный семейный досуг.
5. Распределить обязанности в семье, но требования к ребенку должны быть разумны.
6. Наладить контакт с классным руководителем.
7. Обратиться за помощью к психологу.
Группа «Администрация»:
1. Привлечь специалистов школы, города.
2. Организовать внеурочную деятельность, дополнительное образование.
3. Обеспечить обратную связь с родителями.
4. Проводить педагогические консилиумы с родителями.
5. Организовать просвещение родителей.
6. Организовать помощь в социальной адаптации ребенка.
7. Организовать посещение уроков родителями.
8. организовать работу Совета профилактики.
Группа «Учителя»:
1. Применять личностный подход в обучении.
2. Применять дифференцированный подход в обучении.
3. Вовлекать детей во внеурочную деятельность и дополнительное образование.
4. Посещать семью учащегося (при необходимости).
5. Взаимодействовать с родителями и службами образовательного учреждения.
6. Создавать ситуацию успеха.
7. Осуществлять постоянный контроль деятельности и эмоционального состояния «трудного ребенка».
Далее участника мероприятия обсудили качества личности, которые необходимы педагогам для эффективного взаимодействия с ребенком (любовь, уважение, толерантность, оптимизм, эмпатия, коммуникативность, педагогический такт и др.).
В завершение педагогам было предложено упражнение «Сильные стороны», где нужно было вспомнить одного «трудного» ученика и найти в нем положительные стороны, ресурсы развития, на которые можно опираться при взаимодействии с ним. Это упражнение показало, что в каждом ребенке можно найти что-то положительное и вовремя «запустить» его внутренние ресурсы для решения проблем.
Завершился семинар релаксационным упражнением и рефлексией. Педагоги отметили полезность данного мероприятия в том, что они смогли посмотреть на «трудных детей» под другим углом и увидели пути помощи в решении проблем таких учащихся.
|